Skip to content

Что делать, если вы разбили товар в магазине до оплаты на кассе?

С появлением большого количества супермаркетов и иных магазинов самообслуживания участились и случаи  повреждения товара до оплаты на кассе. Часто такое происходит непреднамеренно, а иногда даже этому способствуют и определенные недостатки в организации торговых зон со стороны магазина (например, товар небрежно расставлен на стеллаже, не  закреплен и тп).

Однако в каждом конкретном случае необходимо установить момент, когда произошло причинение вина, а также степень вины покупателя или магазина.

Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) регулирует данный вопрос достаточно определенно. По общему правилу (ст. 211 ГК РФ) риск случайной гибели или случайного повреждения имущества  несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, а специальная норма – ст. 459 ГК РФ – предусматривает, что   риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце.

Исходя из данных формулировок, необходимо определиться с моментом передачи товара и заключения договора купли-продажи.

В статье 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Исходя из изложенного, до момента оплаты товара и получения покупателем чека,  собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. После этого все риски несет покупатель.

Как указано выше, собственник несет риск именно случайной гибели (повреждения) товара.  В данном контексте повреждение (гибель) товара должно произойти результате именно случая, возникновение  и результат которого лицо не могло заранее предугадать или предотвратить. А вот при умышленном причинении вреда, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ  вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Здесь же указано, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Узкие, загроможденные проходы в торговом зале, небрежно выставленный товар на стеллаже, мокрый, скользкий пол, товар упал с ленты на кассе и разбился,  и иные обстоятельства (на которые покупатель повлиять не может), приведшие к случайной гибели товара не образуют вины покупателя.

А вот если, к примеру, вы разбили что то, находящееся в руках,  бежали по магазину и задели товар, кого-то толкнули и в других подобных случаях, когда очевидна вина не магазина, то стоимость товара придется возместить.

В любом случае вред возмещается либо добровольно (если покупатель считает, что виноват), либо в судебном порядке, поскольку заставить возместить ущерб администрация магазина не вправе. Если же оказывается какое-либо давление, то покупатель вправе обратиться в правоохранительные органы и,  при наличии  угрозы применения силы, грубости, оскорблении и т.д., написать заявление о привлечении к ответственности сотрудников  за  превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ).

В любом случае, если произошло (случайно ли или преднамеренно) такое повреждение имущества и магазин настаивает на оплате, необходимо вежливо объяснить администрации свои доводы, настаивать на составлении акта, в котором описать все детали происшедшего, а также доводы сторон. Один экземпляр акта лучше оставить себе, если дело дойдет до суда, то одним из доказательств будет как раз составленный акт.

Как показывает практика, магазины редко обращаются в суд (в основном, если стоимость товара существенна), а возникший конфликт легко урегулировать на месте.

Secondary Sidebar