Skip to content

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Основные вопросы, которые будут рассмотрены в этой статье, — личные и имущественные права ребенка. Употребление этих слов иногда порождает искреннее недоумение. Некоторые считают, что у ребенка есть лишь обязанности (хорошо учиться, слушаться старших и т.д.). А ведь надо как можно раньше начинать формировать у ребенка осознание себя как личности. Необходимо рассказывать детям об их правах, в том числе о праве на уважительное отношение к себе, приучая к мысли о том, что они граждане — такие же, как и взрослые.

С этой целью государствами ООН в 1989 г. была подписана Конвенция о правах ребенка, определяющая законные права и интересы маленьких граждан и закрепляющая обязательства стран по их обеспечению через соответствующее законодательство, органы и процедуры. Состоит этот документ из 54-х статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).

К базовым принципам, на которых базируется данный международный нормативно-правовой, относятся:

  • равноправие. Все участники обязуются стремиться к предоставлению равных прав всем маленьким гражданам в пределах территорий их стран;
  • приоритет интересов. Во всех ситуациях, касающихся несовершеннолетних, государственные органы должны, прежде всего, исходить из соблюдения их прав, реализации их интересов и безопасности;
  • идентичность. Родившийся младенец автоматически становится вправе получить имя и гражданство/подданство;
  • признание за несовершеннолетними базовыми правами человека и их обеспечение;
  • участие в собственной судьбе. Во всех случаях, которые касаются ребенка, его интересов и личности, он имеет право выражать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание;
  • забота о больных детях. Главная характеристика принципа: никакая дискриминационная практики не должна распространяться на детей-инвалидов, неполноценных физически или психически. Государству и обществу следует предусмотреть отдельные программы государственного обеспечения таких детей образованием и заботой;
  • родительская опека. Государству следует позаботиться, чтобы во всех возможных обстоятельствах ребенок рос под защитой родителей, ближайших родственников или любящего его и заботящегося о нем лица. Детей нельзя разлучать с матерью, если только для этого не сложились обстоятельства особой исключительности. Общество и государство несут особую ответственность за малолетних, оставшихся без семейного попечительства;
  • социальное и культурное обеспечение. Приоритет государства – образование, здоровье и социокультурное развития детей, которое способствует приспособлению к изменениям окружающего их мира и осознанию своей позиции. К таковым относится возможность получения образования: общедоступного хотя бы на начальном уровне, и высококачественной, современной медицины и т.д.;
  • родительская ответственность. На родителей ложится наибольшая ответственность за обеспечение, воспитание, адаптацию в обществе и реализацию иных интересов несовершеннолетних;
  • защита от жестокостей и эксплуатации. Государства-участники выступают гарантами прав ребенка и должны защищать его от недобросовестного, жестокого и незаконного обращения. Законодательство и правоприменительная практика призваны пресекать любые возможности насильственных действий и посягательств на честь и достоинство малолетних, трудовую эксплуатацию или торговлю ими.

Также государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Более того, обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Secondary Sidebar