Skip to content

Система мероприятий по предупреждению и ликвидации особо опасных инфекций на железнодорожном транспорте

Система мероприятий по предупреждению и ликвидации особо опасных инфекций на железнодорожном транспорте

Особо опасные инфекции ввиду своей специфики составляют основу биологического оружия массового поражения. Обеспечение
противоэпидемической защиты населения от завоза и распространения заболеваний карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками; особо опасными инфекциями, имеющими эндемическое значение, имеет стратегически важное значение в обеспечении национальной безопасности страны.


Отдел особо опасных инфекций входил в структуру созданной в 1965 году Санитарно-эпидемиологической станции Главного врачебно-санитарного управления МПС СССР. На тот момент в штате работало три специалиста с высшим образованием и один со средним. Исполняла обязанности заведующей отделом эпидемиолог С.И. Зайко.
Именно с момента образования отдела особо опасных инфекций начинается целенаправленная системная организация профилактических и противоэпидемических мероприятий по особо опасным инфекциям. Уже в первый год существования отдела его сотрудниками осуществлены важные для здравоохранения мероприятия: составлена карта природных очагов чумы и туляремии с дислокацией противочумных учреждений железнодорожного транспорта и территориальных органов здравоохранения (А.Е. Стариков); начато комплектование наглядного музея основных носителей и переносчиков чумы и туляремии (А.Е. Стариков); составлено методическое письмо о карантинных мероприятиях в лечебно-профилактических учреждениях железнодорожного транспорта в случае завоза карантинных заболеваний из-за границы (С.А. 3айко).
Кроме того, были разработаны: план организационных, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий по санитарной охране территорий от заноса и распространения холеры идругих карантинных инфекций (Г.А. Горбачева, С.А. 3айко); правила внутреннего распорядка для лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений железнодорожного транспорта в случае выявления больного карантинной инфекцией (Г.А. Горбачева, С.А. 3айко);
проект положения об СКП железнодорожного транспорта по разделу санитарной охраны территории от завоза карантинных инфекций (С.А. Зайко).
Ежемесячно, на основании данных ВОЗ, получаемых из Минздрава СССР, сотрудниками отдела высылалась на железные дороги информация об эпидемиологическом состоянии по карантинным инфекциям в зарубежных странах.
Составлялись информационные письма об эпизоотическом состоянии очагов чумы, которые направлялись во врачебно-санитарные службы сети железных дорог.
В последующие годы был разработан ряд документов, в том числе временная инструкция «Об обязанностях и правах медицинских работников, сопровождающих пассажирские поезда», рекомендации по составлению планов работы противочумными учреждениями МПС СССР, инструкция по организации на железнодорожном транспорте мероприятий по санитарной охране территории страны от завоза и распространения карантинных инфекций, инструкция об ОСКП. Проводился контроль за перевозками иностранных туристов.
Зоолог А.Е. Стариков и паразитолог Н.Л. Гершкович принимали непосредственное участие в работе эпидотрядов противочумных станций на Закавказской и Казахской железных дорогах.
Сотрудники отдела особо опасных инфекций сыграли огромную роль в организационно-подготовительных мероприятиях при проведении семинара по карантинным инфекциям в г. Ашхабаде.
Следует отметить, что в первые годы деятельности учреждения вышеописанные мероприятия не исчерпывали полностью всю деятельность отдела особо опасных инфекций. Велась объемная и целенаправленная работа по оказанию организационно-методической помощи дорожным санэпидстанциям посредством выезда сотрудников отдела на железные дороги. Если в 1965 году сотрудниками отдела было осуществлено 2 командировки продолжительностью 14 дней, то в 1966 году уже было осуществлено 16
командировок длительностью 349 дней.
Большое внимание уделялось повышению квалификации как сотрудников отдела особо опасных инфекций санэпидстанции, так и специалистов противочумных учреждений, дорожных и линейных санэпидстанций. Практиковалось участие в семинарах, совещаниях, сессиях, конференциях, обучение на рабочих местах.
Работа отдела приобрела новый импульс, когда в феврале 1968 года главным врачом СЭС Главсанупра МПС СССР стал кандидат медицинских наук, заслуженный врач Кара-Калпакской АССР Г.Д. Островский – грамотнейший и авторитетнейший специалист в области эпидемиологии особо опасных инфекций.
В разные годы руководили отделом особо опасных инфекций врачи В.Л. Шамне, Н.А. Волкова.
Ясин А.Е., кандидат медицинских наук, возглавив отдел особо опасных инфекций, внес неоценимый вклад в обеспечение эпидемиологического благополучия по особо опасным инфекциям на сети железных дорог. Он непосредственно принимал участие в организации и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в зоне землетрясения в Армянской СССР. Кроме того, им были подготовлены и направлены на сеть железных дорог методические рекомендации «О совершенствовании лабораторного контроля зараженности окружающей

среды на холеру» № ЦСЭС-02/22-255 от 22.06.89. Под его руководством проведена большая и стратегически важная работа по анализу санитарного и эпидемического состояния в зоне БАМа. В 1985 и в 1986 годах им подготовлены сборники важнейших официальных документов по профилактике особо опасных инфекций на железнодорожном транспорте, которые были остро необходимы в практической работе специалистов на сети железных дорог страны.
В 70–80-е годы были внедрены различные эпидемиологические рекомендации. Многие разработки получили широкое признание у специалистов на местах, явились методической основой для повышения эпидемиологической безопасности выполнения работ железнодорожниками и транспортными строителями на энзоотичных и опасных в эпидемиологическом отношении территориях.
К ним в первую очередь следует отнести Инструкцию по организации на железнодорожном транспорте санитарной охраны территории страны от завоза и распространения карантинных заболеваний № ЦУВС/2612 от 04.12.1968; Положение о противочумной станции (лаборатории) на железнодорожном транспорте № 6-ЦУВС-4 от 23.01.75; Инструкцию по организации мероприятий на железнодорожном транспорте по санитарной охране территории СССР № ЦУВС-6-25 от 21.06.87; Методические рекомендации по эпидемиологическому надзору на железных дорогах, проходящих по территориям природных очагов чумы,
№ ЦСЭС-329 от 24.08.88; Письмо, опыт эпидемиологического надзора и профилактики чумы на строительстве железнодорожных магистралей на территориях природных очагов чумы № ЦСЭС-382 от 28.12.90; Методические рекомендации от 29.04.99. Опыт организации тренировочных учений по локализации и ликвидации очагов чумы в больницах (по методу деловых игр).
Издание накануне Олимпийских игр 1980 года в Москве «Русско-английского разговорника для работников санитарно-контрольных пунктов (СКП) на пограничных железнодорожных станциях» было очень актуальным и востребованным.
Впоследствии произошло изменение статуса подразделения в штатном расписании – от отдела особо опасных инфекций до отделения, а затем до группы профилактики особо опасных инфекций и санитарной охраны эпидемиологического отдела.
Благодаря активной работе и под руководством сотрудников отдела особо опасных инфекций санэпидслужба железнодорожного транспорта накопила большой опыт по осуществлению значительных объемов противоэпидемических мероприятий при борьбе с холерой в Каракалпакии (1965 год), Астрахани и Одессе (1970 год), Дагестане (1994 год); при борьбе с чумой в Гурьеве, Казалинске (1965 год), Тахте (1965 год), Кульсарах и Аральске (1967 год), Азербайджане (1967 год), Исатае (1971 год), Гурьеве и Саксаульске (1992–1993 годы).
Дело наставников и соратников по работе продолжили более молодые специалисты. Многие из ветеранов вышли на заслуженный отдых или сменили место работы, оставив плоды своей многолетней деятельности в практике железнодорожной медицины и гигиены.
Гражданский долг нашего поколения – сохранить в памяти и для истории учреждения имена сотрудников, которые долгие годы трудились на благо недопущения эпидемических проявлений особо опасных инфекций на железнодорожном транспорте.

Secondary Sidebar