Skip to content

Санитарно-эпидемиологическое благополучие на объектах массового сосредоточения людей

Санитарно-эпидемиологическое благополучие на объектах массового сосредоточения людей

Значительное внимание в деятельности Центральной санитарно-эпидемиологической станции МПС СССР уделялось вопросам гигиенической безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте, которая в свою очередь является существенным
фактором санитарно-эпидемиологического благополучия населения России.
Гигиенические аспекты охраны здоровья пассажиров и железнодорожников являются одними из важных задач на всех этапах развития железнодорожного транспорта.

В современных условиях санитарно-эпидемиологическая особенность железнодорожного транспорта характеризуется условиями скопления значительного количества людей на замкнутых объектах с ограниченными условиями жизнеобеспечения. Неблагоприятно отражается на санэпидобстановке высокая миграция населения, характерная для настоящего времени, обусловленная социально-экономическими проблемами, политической нестабильностью, обострением межнациональных конфликтов. Неизбежность многосуточного пребывания людей в пассажирских поездах и на железнодорожных вокзалах создает угрозу возникновения и распространения воздушно-капельным и контактным путем массовых инфекционных заболеваний.
В настоящее время на долю железнодорожного транспорта приходится более 40% всего пассажирооборота страны. Количество ежегодно пере-
возимых пассажиров достигает 1,5 млрд человек, из них 11 млн пассажиров – в пригородном сообщении.
С середины 80-х годов прошлого века работниками ЦСЭС МПС СССР под руководством главного врача Г.Г. Онищенко совместно с сотрудниками ВНИИЖГ была организована и внедрена в практику деятельности всех санэпидстанций железнодорожного транспорта страны методика контроля за объектами массового сосредоточения людей.
В летне-осенний период года в помещениях внеклассных и 1-го класса железнодорожных вокзалов одновременно могут находиться десятки тысяч пассажиров. Кроме того, на железнодорожных объектах трудится многотысячный контингент работников, обеспечивающий непрерывный режим технологического процесса пассажирских перевозок. Такая неизбежная повышенная плотность людей, иногда наличие среди них больных лиц, обуславливает быстрое распространение инфекций, передающихся воздушно-капельным, контактным путем, через пищевые продукты и питьевую воду.
Существование нестабильной политической обстановки в ряде регионов мира и наличие конфликтных ситуаций последних лет показывает, что железнодорожные вокзалы и пассажирские поезда могут являться наиболее вероятными потенциальными объектами для совершения вних террористических акций, в том числе с применением биологических, химических и радиационных средств массового поражения.
Источниками инфекционных и паразитарных заболеваний могут быть больные пассажиры, приехавшие из мест массовых инфекционных заболеваний, которые периодически возникают в ряде регионов мира. Этому может способствовать то, что треть железных дорог России проходит через территории, прилегающие к природным очагам особо опасных инфекций, или граничит со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеющими такие очаги.
На объектах железнодорожного транспорта проблемными вопросами, связанными с пассажирскими перевозками и определяющими санитарно-эпидемиологическое благополучие, являются качество и безопасность продуктов питания и питьевой воды, санитарное состояние вагонов дальнего следования и пригородного сообщения, их оборудование (освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение, канализация и др.).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что современный железнодорожный транспорт и объекты, связанные с пассажирскими перевозками (вокзалы, пассажирские поезда), представляют собой места повышенного риска возникновения и распространения инфекций
`

и токсичных агентов, вызывающих массовые заболевания с последующим распространением среди крупных контингентов городского и сельского населения.
Было организовано изучение объектов массового сосредоточения пассажиров, выявление факторов риска, связанных с загрязнением воздушной
среды, принято участие в разработке системы мероприятий по предупреждению биотерроризма и эпидемий.
На основе данных гигиенических исследований был определен перечень подконтрольных объектов и профессий, подлежащих постоянному медико-санитарному контролю. К ним отнесли железнодорожные вокзалы: внеклассные, первого класса, вокзалы и станции на пограничных переходах со стороны ближнего и дальнего зарубежья; пассажирские поезда международного и дальнего сообщений. В число подконтрольных профессий был отнесен ряд профессиональных групп работников железнодорожного транспорта. В их числе билетные кассиры, дежурные по вокзалу, носильщики, работники камер хранения, уборщики, проводники и др.
Разработаны различные режимы функционирования:

  • Режим повседневной деятельности для мирного времени при обычной производственной деятельности с учетом фоновых показателей биологического, химического и радиационного загрязнения.
  • Режим повышенной готовности для условий превышения фоновых показателей загрязняющих ингредиентов воздуха и других факторов среды обитания.
  • Режим чрезвычайной ситуации, функционирование которого предусмотрено при возникновении чрезвычайной ситуации (выявление инфекционных и паразитарных заболеваний среди лиц подконтрольных профессий и пассажиров, переносчиков (грызунов и насекомых) возбудителей инфекционных заболеваний и источников химического, биологического и радиационного воздействия).

Практическая реализация полученных результатов гигиенических исследований осуществлялась на основе пакета нормативно-методической документации, разработанного при непосредственном участии специалистов Центральной СЭС МПС СССР, в том числе главных врачей Г.Г. Онищенко и Ю.М. Артёменкова:

  • Временная инструкция о порядке проведения работ по контролю за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей (1985 год).
  • Временная инструкция по оперативному медицинскому контролю за состоянием здоровья работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, занятых обслуживанием пассажиров на вокзалах, станциях и в поездах и имеющих повышенный риск заболеваемости (1987 год).
  • Временные методические рекомендации по оценке состояния антиинфекционной устойчивости организма и методам неспецифической санации работников железнодорожного транспорта и метрополитена (1989 год).
  • Инструктивно-методические указания о порядке проведения работ по контролю за медико-биологическим состоянием объектов метрополитена (1991 год).
  • Система организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах массового сосредоточения людей железнодорожного транспорта (1994 год).
  • Инструкция по контролю за медико-биологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей на железнодорожном транспорте и метрополитенах (1999 год).

В целях выявления факторов риска гигиенические исследования были проведены на всех железных дорогах России (крупные железнодорожные узлы и вокзалы, особенно крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга).

 

Исследования воздушной среды пассажирских и служебных помещений железнодорожных вокзалов г. Москвы и вокзалов станций Свердловск, Забайкальск, Орел, Калининград позволили выявить закономерности содержания в воздухе химических компонентов и уровни микробиологических загрязнений. В летний период было установлено повышенные величины изучаемых показателей по сравнению с зимним уровнем загрязнения. Большим загрязнением характеризуются пассажирские помещения с большим уровнем пассажиропотока. Пассажирские помещения загрязнены значительно больше, чем служебные.

При изучении иммунного статуса на основе определения глубокой аутофлоры кожи и бактерицидной активности слюны работников по обслуживанию пассажиров (билетные кассиры, носильщики, работники камер хранения ручной клади) установлен высокий процент отклонений показателей иммунного статуса в летний и осенний периоды года, когда происходит ухудшение состояния воздушной среды параллельно с интенсивным пассажиропотоком на вокзалах. Отмеченные изменения иммунного статуса способствуют увеличению числа лиц с временной утратой трудоспособности.

Учитывая проведенные исследования, была разработана и внедрена в деятельность учреждений система социально-гигиенического мониторинга, целью которого явилась оптимизация условий перевозки и обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности пассажиров.
На основе новых данных, характеризующих специфику железнодорожного транспорта, была разработана система профилактических мероприятий для противодействия химическому, биологическому и радиационному терроризму. Эта система получила научное обоснование и была внедрена на вокзалах и других объектах железнодорожного транспорта с учетом трех режимов функционирования (обычной повседневной деятельности, возникновения угрозы и чрезвычайной
ситуации).
С учетом новых положений при непосредственном участии специалистов Сетевого центра госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте и главного врача Ю.М. Артёменкова были подготовлены «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП.2.5.1198-03» (утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 года).

Инструктивно-методические документы по ООИ и санитарной охране

Secondary Sidebar