Skip to content

Противочумные станции и лаборатории

Противочумные станции и лаборатории

Противочумные учреждения железнодорожного транспорта имеют богатую историю своего становления, многолетний опыт в решении практических эпидемиологических проблем по особо опасным инфекциям, возникающим на железнодорожном транспорте. Это во многом предопределяло их профессиональное признание в противочумной системе СССР и в медицинских сообществах вновь образованных суверенных государств.


Противочумные мероприятия на железнодорожном транспорте в СССР осуществляли семь противочумных станций на территории природных очагов чумы: Азербайджанская, Алма-Атинская, Гурьевская, Казалинская, Среднеазиатская, Северо-Кавказская и Приволжская.
С образованием в 1965 году Санитарно-эпидемиологической станции Главного врачебно-санитарного управления МПС СССР железнодорожные противочумные станции вошли в сферу администрирования и организационно-методической деятельности данного учреждения. В это время часть из вышеперечисленных противочумных станций имела статус противочумных лабораторий, а до 1979 года в данный список входила ликвидированная противочумная лаборатория станции Наушки Восточно-Сибирской
железной дороги.
В конце 70-х годов прошлого столетия штатный кадровый состав противочумных учреждений железнодорожного транспорта включал 410 человек: 48 врачей, 27 зоологов, 12 паразитологов, 43 лаборанта, 56 младших медицинских работников, 86 инструкторов-дезинфекторов, 47 шоферов, 91 административно-хозяйственного работника.
На противочумные станции была возложена большая ответственность за профилактическую работу по чуме и экспедиционную деятельность по мониторингу за эпизоотической ситуацией в природных очагах вдоль железных дорог.
Целью санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий было не допустить заболеваний чумой и холерой среди населения; соблюдение мер профилактики в хозяйственных подразделениях железнодорожного транспорта с проведением инструктажей среди железнодорожников, характер работы которых был связан с нахождением на энзоотичной территории; обследование таких территорий, прилегающих к железнодорожным объектам.
Кроме того, осуществлялось медицинское наблюдение за населением с усиленным вниманием к более тщательной диагностике сходных по симптоматике с чумой заболеваний (лимфаденитов, менингитов и др.) и анализ летальности на дому.
Специалисты вели санитарно-просветительную работу среди населения, осуществляли контроль за вакцинацией против чумы (по показаниям), проводили дератизацию и дезинсекцию в жилых помещениях и на производственных объектах.
Отметим, что они отвечали и за подготовку кадров медицинских учреждений к работе по карантинным и особо опасным инфекциям.
При проведении широкого эпизоотологического обследования энзоотичных по чуме территорий, закрепленных за противочумными станциями железнодорожного транспорта, силами выставляемых эпидотрядов использовались вагоны различных классов, приспособленные для проведения лабораторной специальной работы, жилья, хозяйственных нужд. Все
противочумные станции имели приписной вагонный парк, насчитывающий 40 вагонов, из которых 13 – пассажирских, 13 – вагонов-лабораторий, 13 – грузовых. Количество вагонов-лабораторий распределялось между противочумными станциями железнодорожного транспорта в зависимости от эпизоотической ситуации на участках обслуживания, их удаленности и
доступности.
Кроме того, для охвата эпизоотологическим обследованием и проведения эпидемиологических мероприятий в очагах чумы использовались автомобили высокой проходимости, машины-лаборатории на основе ГАЗ-66. Автопарк противочумных станций составлял 62 автомашины, из которых специальных – 22, легковых – 25, грузовых – 15.
Ежегодно силами 38 сезонных эпидотрядов противочумных станций обследовалось примерно 17–20 млн гектаров энзоотичных участков территории вдоль полотна железных дорог, а также проводились проверки в населенных пунктах на наличие грызунов и блох.
В зависимости от эпизоотической обстановки в разные годы вакцинировались против чумы от 6 до 11 тысяч человек – железнодорожников, путевых рабочих, железнодорожных строителей и других.
Большое внимание уделялось наблюдению за верблюдами, которые в случае заболевания чумой являлись опаснейшим фактором распространения инфекции среди лиц, участвующих в прирезке. Ежегодно исследовались на чуму около 1000 сывороток этих животных.
Со времени создания на железнодорожном транспорте сети противочумных станций (1949 год) всего на 19 железнодорожных станциях среди
людей было выявлено 76 случаев заболеваний чумой. Из числа заболевших – 17 железнодорожников и 10 членов их семей.
После установления суверенитета в бывших республиках СССР противочумные станции перешли под юрисдикцию своих государств. В Российской Федерации в ведении железных дорог остались дорожная противочумная станция Приволжской железной дороги и противочумная станция
Северо-Кавказской железной дороги на ст. Ростов-на-Дону. Приволжская противочумная станция впоследствии была трансформирована в отдел
особо опасных инфекций Приволжского дорожного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а Северо-Кавказская пере-
шла в подчинение Роспотребнадзора.

Контрольное решение имитационной задачи бактериологами ЛПУ с СЭС Алма-Атинской железной дороги


1985 год. К.В. Шевченко в Центрально-Кавказском природном очаге чумы – Урочище Еникол. Палатка –заразный блок


1987 год. Алма-Атинская ПЧС. К.В. Шевченко проводит семинар по индикации БПА для врачей-бактериологов СЭС и ЛПУ

Secondary Sidebar