Skip to content

Памятка «Как вернуть денежные средства при отмене бронирования в гостинице» ?

В связи с приближающимся сезоном новогодних путешествий возрос спрос на бронирование гостиниц. Однако «коронавирусные ограничения» в ряде субъектов РФ, а также собственные незапланированные  обстоятельства могут повлиять на  благополучный отдых. И в этой связи возникает вопрос: как вернуть денежные средства при отмене бронирования в гостинице? В данной памятке постараемся дать ответы на этот вопрос.

Предоставление услуг гостиниц в РФ регламентируется, в частности, Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) и Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее – Правила). Указанные правила будут действовать до  31 декабря 2026 года.

По п. 16 Правил бронирования в гостиницах бывают гарантированными (вас обязаны ждать до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда). Если несвоевременно откажетесь от такого бронирования, опоздаете или вовсе не заедете, отель возьмет плату за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается. В случае негарантированного бронирования вас будут ждать до определенного часа в день заезда, после чего договор прекращается.

Вопрос отказа гостя от исполнения договора гостиничных услуг при условии оплаты гостинице фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, урегулирован в п. 1 ст. 782 ГК РФ; ст. 32 Закона и п. 30 Правил. О порядке отмены бронирования гостиница Вас проинформировать (п. 2, пп. «ж» п. 9 Правил).

Как указывает Роспотребнадзор в своем письме от 11.01.2016 N 01/37-16-29 (с изм. от 06.03.2018) «О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», вопрос о фактически понесенных расходах исполнителя, которые должен возместить потребитель…, которые в любом случае должны быть обоснованы, будет разрешаться индивидуально, поскольку размер таких расходов зависит от стадии исполнения соответствующего обязательства, на которой потребитель воспользовался своим правом, и условий оплаты гостиничных услуг, определенных в договоре.

На практике-же гостинице будет сложно доказать понесенные расходы именно по Вашему отмененному бронированию. Если только Вы не оставляли особых запросов (например, покупка Вам билетов куда-либо, заказ для Вас экскурсий и тп). Здесь же следует упомянуть, что условия договора так называемых  «штрафных санкциях» за отказ от бронирования, недействительны (ст. 16 Закона).

В любом случае о своем намерении отказаться от брони (с требованием о возврате уплаченных денежных средств, если была произведена оплата) необходимо поставить в известность гостиницу. Помимо «классических» способов (почтой — заказным письмом с уведомлением и описью вложения, личной передачи представителю гостиницы с отметкой о вручении на втором экземпляре), отменить бронирование можно по электронной почте, на интернет-сайте гостиницы либо иным способом (в зависимости от способа бронирования). Однако в последнем случае будет не лишним сделать скриншот с сайта либо из почтовой программы (веб-браузера).

При отказе гостиницы в возврате Вам уплаченных денежных средств, рекомендуем обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора  и (или) в суд по месту нахождения гостиницы или Вашему месту жительства.

Кроме того, следует иметь ввиду, что  условия отмены брони и возврата денежных средств за гостиничные услуги в отношении объектов размещения, расположенных не в РФ, лучше внимательно изучить до бронирования, так как правила могут отличаться от применяемых в нашей стране.

Стоит отметить, что в случаях отмены или изменения бронирования крупные сетевые отели либо посреднические сайты-агрегаторы и площадки для бронирования часто лояльны к потребителям. Известно множество случаев изменения дат бронирования и возврата уплаченных денежных средств при отказе даже от невозвратных бронирований. Однако  рекомендуем не злоупотреблять таким правом и при изменении планов заблаговременно извещать об этом место своего отдыха.

Приятных Вам путешествий!

 

Secondary Sidebar