Skip to content

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта

Специалисты санэпиднадзора всегда в гуще событий – на передовой. При возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляют организационные и профилактические мероприятия по ликвидации медико-санитарных  последствий, неотложные работы по первоочередному жизнеобеспечению, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь, а также на локализацию, прекращение действий характерных для ЧС опасных факторов. Часто работать приходится на пределе сил, в круглосуточном режиме, при дефиците времени и информации. 

Как бы ни была надежна и эффективна система профилактики, предотвращения и предупреждения чрезвычайных ситуаций, всегда существует риск возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, а значит, сохраняется необходимость оперативного реагирования на эти события.

Опыт работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий международного значения показал правильность и актуальность разработанных организационных и профилактических мероприятий.

В период своего образования и становления Санэпидстанция Главсанупра МПС СССР принимала участие в мероприятиях системы гражданской обороны страны (преобразованной из МПВО) по защите населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. Эти мероприятия носили общегосударственный и общенародный характер, планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина, каждого коллектива. К примеру, из мероприятий СЭС Главсанупра 1967 года: в г. Ростове организован семинар для главных врачей санэпидстанций железнодорожного транспорта по гражданской обороне (главный врач А.В. Бордуков); химик Н.С. Пермякова освоила новые хроматографические методы исследования внешней среды (экспресс-методы); врач-эпидемиолог С.Д. Гимпелевич провела занятие по гражданской обороне «О задачах подвижной группы ГО в очаге массового поражения»; врач-эпидемиолог Н.И. Колотилов прочитал лекцию по гражданской обороне «Перестройка лечебно-профилактических учреждений при ликвидации очага бактериального поражения».

27-й км перегона Зеленчук – Эркен – Шахар. ЧС – вымывание грунта земляного полотна 250 м. Опрокидывание тепловоза 2ТЭ-10.Контроль за условиями труда и быта рабочих-строителей ПЧ-9

Копия приложения к приказу о составе оперативной группы ДЗ МПС России по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению ЧС

В 1980 году в период подготовки к Олимпиаде в Москве интенсивность мероприятий гражданской обороны была повышена. Лаборатории осваивали новые методики диагностики биологических средств, обновляли приборы и оборудование.

Специалисты нашего учреждения приглашались в руководящий состав ГО отрасли. Так, согласно приказу Главсанупра от 01 октября 1985 года главным внештатным эпидемиологом железнодорожного транспорта был назначен заведующий эпидотделом ЦСЭС МПС СССР, кандидат медицинских наук А.Е. Ясин, который был включен в состав штаба медицинской службы ГО железнодорожного транспорта.

В период с августа 1987 по декабрь 1991 года на ГО были возложены задачи по защите в мирное время населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов чрезвычайных ситуаций,по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера на государственном уровне – авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которая подвергла радиоактивному загрязнению территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн человек, а также территории ряда европейских государств. Радиоактивное загрязнение определялось на шести железных дорогах (Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Юго-Восточной, Московской, Октябрьской) с общей протяженностью загрязненных участков 1903 километра и находящимися на них 380 линейными железнодорожными пунктами.

ЦСЭС МПС СССР и санэпидстанции сети железных дорог принимали участие в организации и проведении обследований радиационной обстановки на всей сети железных дорог России после аварии на Чернобыльской АЭС,в целях выявления мест радиоактивного заражения территорий на предприятиях железнодорожного транспорта. Ведь железнодорожный транспорт был охвачен аварией, начиная с первых часов ее развития. В районах радиоактивного загрязнения, имеющих железнодорожную инфраструктуру, в целях выявления пассажиров, подвергшихся радиационному воздействию, и обнаружения загрязненных транспортных средств и грузов были организованы посты радиационного контроля, всего на 22 железных дорогах Советского Союза в мае и июне 1986 года было развернуто 237 постов наблюдения и дозиметрического контроля. В частности, на таком посту работала помощник санитарного врача ЦСЭС Т.И. Селивёрстова. Особая благодарность ученым ВНИИЖГа Э.С. Фрейману, В.В. Романову, С.А. Попову, А.П. Конину за научно обоснованные радиационно-гигиенические режимы защиты работающих, позволившие уменьшить риск заболевания и гибели от радиации; за включенный в распоряжение Главного врачебно-санитарного управления МПС СССР норматив годовой дозы облучения для работников железнодорожного транспорта на 1986 год – 0,1 Зв. В то время допустимая индивидуальная доза облучения для работников других ведомств, принимающих участие в аварийных работах, была выше и составляла 0,25 Зв.

Под руководством начальника Главного врачебно-санитарного управления МПС СССР В.М. С ибилева и заместителя главного санитарного врача железнодорожного транспорта С.Д. Кривули в целях защиты от коротко живущих радиоизотопов железнодорожников, работающих в зоне радиации, было принято решение проводить экстренную йодопрофилактику.

Данные исследования ЦСЭС МПС СССР и санэпидстанций на железных дорогах дополняли уже имеющиеся сведения о радиоактивном загрязнении железнодорожной инфраструктуры, полученные другими ведомствами и службами, и были использованы в анализе радиационной обстановки на железнодорожном транспорте.

Сетевым ЦСЭН под руководством Главсанупра МПС СССР организовывались и направлялись бригады специалистов железнодорожных санэпидстанций для участия в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий после Арзамасской железнодорожной катастрофы. 4 июня 1988 года на железнодорожном переезде при подходе к станции Арзамас-1.

Горьковской железной дороги произошел взрыв трех вагонов грузового поезда, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана. Сила взрыва была такова, что образовалась воронка глубиной 26 метров. Одну из секций тепловоза отбросило взрывной волной на расстояние 200 метров. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова.

По официальным данным, погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, поврежден железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, поврежден газопровод, распределительные сети, система водоснабжения. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. На месте под личным руководством главного санитарного врача железнодорожного транспорта С.Д. Кривули был организован контроль за организацией и санитарно-эпидемиологической безопасностью питания, водоснабжения, условиями проживания, бытовым обеспечением с применением лабораторных и инструментальных исследований.

Комплекс совместно проведенных с лечебно-профилактическими учреждениями и хозяйственными службами санитарно-противоэпидемических мероприятий на месте исключил распространение инфекционных заболеваний массового и спорадического характера.

Осенью 1988 года произошел взрыв грузового вагона со взрывчаткой на ст. Свердловск-сортировочный. Пострадала железнодорожная инфраструктура, жилые дома, водозабор. Санитарно-эпидемиологические мероприятия организовывали и осуществляли руководство действиями дорожного, отделенческого и линейного центров санэпиднадзора МПС СССР главный врач Сетевого ЦСЭН Ю.М. Артёменков и заместитель главного врача Б.А. Кошелев.

Спитакская трагедия (Армения, 1988 год) с многотысячными жертвами заставила мобилизовать на оказание помощи всю страну. Чрезвычайная ситуация, вызванная происшедшим 7 декабря 1988 года мощным землетрясением, охватила обширную область на северо-западе Армении. Нормальные условия жизнедеятельности населения были нарушены примерно на 40% территории республики. В зоне бедствия оказалось 965 тысяч человек, проживавших в городах Ленинакане, Спитаке, Кировакане, Степанаване и в 365 сельских населенных пунктах. Под обломками зданий и сооружений погибло около 25 тысяч человек, пострадало 550 тысяч человек. Второй по численности населения город Армении Ленинакан (232 тысячи жителей) был разрушен почти на 80%, город Спитак (18,5 тысячи жителей) полностью стерт с лица земли. Серьезно пострадали города Кировакан и Степанаван. Всего в Армении пострадало 194 населенных пункта, 60 – полностью разрушено.

В результате землетрясения пострадали 11 пассажирских железнодорожных станций, 3 из них получили значительные повреждения, было разрушено 40 км верхнего строения пути, повреждено 80 км контактной сети, выведено из строя 6 тяговых электрических подстанций. Вследствие этого железнодорожное сообщение зоны бедствия с другими районами республики в критические для массовой медицинской эвакуации часы и дни было парализовано.

Разрушения на системах водоснабжения, энергоснабжения и связи в пострадавших городах и районах Армении привели к критической ситуации для жизнедеятельности не только населения, но и прибывающих аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных подразделений, работа которых в автономном режиме не была рассчитана на длительный срок.

Санитарно-эпидемическая обстановка в зоне бедствия ввиду большого числа жертв среди населения, нарушения систем жизнеобеспечения и массовой гибели скота и птицы в сельских районах резко обострилась. Угроза возникновения эпидемий не исключалась: были нарушены нормальные санитарно-гигиенические условия жизни населения (питание, водоснабжение, банно-прачечное обслуживание); в зоне бедствия оказались природные очаги туляремии и чумы, что требовало постоянного контроля за их состоянием и проведения мероприятий по борьбе с грызунами. Разложение трупов людей и животных требовало постоянного контроля и проведения соответствующих профилактических мероприятий силами дезинфекционных бригад на всех объектах ведения аварийно-спасательных работ.

В зоне бедствия органы санитарно-эпидемического надзора были усилены СПЭБами из противочумных институтов Саратова, Ростова-на-Дону,Ставрополя. Привлекались противоэпидемические отряды и санитарно-эпидемические лаборатории Министерства обороны СССР.

Сетевым ЦСЭН были проведены экстренные организационные мероприятия по отправке в зону разрушений пяти специализированных вагонов-лабораторий с разных железных дорог (Северо-Кавказской, Донецкой, Алма-Атинской и др.), оборудованных всем необходимым имуществом, питательными средами, диагностическими препаратами, реактивами. Посменно направлялись бригады санитарных врачей и лаборантов – первым в зоне катастрофы организовывал и проводил санитарно-противоэпидемические мероприятия главный врач Сетевого ЦСЭН Ю.М. Артёменков; через 10 дней его сменил заместитель главного врача Б.А. Кошелев, проработавший там с 14 декабря 1988 до 13 января 1989 года; его сменил заведующий эпидотделом А.Е. Ясин, который проработал в зоне аварии 34 дня. Был организован круглосуточный контроль на соответствие гигиеническим нормативам воды, питания и т.д. Оперативное планирование санитарно-противоэпидемических мероприятий осуществляли С.Д. Кривуля, Б.А. Кошелев, причем составлять планы первоочередных мероприятий приходилось в условиях жесточайшего дефицита времени и отсутствия необходимой информации, а также полной дезорганизации линейной железнодорожной санэпидслужбы на ст. Ленинакан. Сетевым ЦСЭН был подготовлен план организации противоэпидемических мероприятий в зоне землетрясения в Армянской ССР на 1989–1990 годы. (Утвержден заместителем министра МПС Л.И. Пингарёвым № ЦУВС-1 от 24 апреля 1989 года.)

На объектах железнодорожной инфраструктуры были обследованы все источники водоснабжения, усилен контроль продуктов питания, проведены предохранительные прививки и обеспечено банно-прачечное обслуживание населения. В целом весь комплекс противоэпидемических мероприятий исключил неблагоприятное развитие санитарноэпидемической обстановки в зоне бедствия. В результате за три месяца ведения работ по ликвидации последствий землетрясения в пострадавших районах количество выявленных больных с острыми желудочно-кишечными заболеваниями не превышало средних данных за предыдущие годы.

Конец 80-х – начало 90-х годов характеризовались большим числом экстренных выездов специалистов на сеть железных дорог в связи с различными чрезвычайными ситуациями (обострение межнациональных отношений в Закавказье, эпидемические осложнения на ряде железных дорог). Специалисты ЦСЭС принимали участие в расследовании и ликвидации последствий аварийных ситуаций на Ташкентском метрополитене, Кемеровской, Приднепровской, Северной, Октябрьской и Белорусской железных дорогах. Кроме того, организовывали и проводили противоэпидемические мероприятия по ликвидации вспышек инфекционных заболеваний на Целинной, Среднеазиатской, Юго-Восточной, Октябрьской и Южно-Уральской железных дорогах.

В 1991 году создана функционирующая по настоящее время Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую входит подсистема МПС (ОАО «РЖД») по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, включающая в себя потенциал СНЛК ЦСЭС.

В Департаменте здравоохранения МПС России была образована оперативная группа для оценки возникающих чрезвычайных ситуаций и организации неотложных мер по их ликвидации. В нее от Сетевого центра санэпиднадзора на железнодорожном транспорте вошли: Ю.М. Артёменков – главный врач; Б.А. Кошелев – заместитель главного врача; А.Е. Ясин – заведующий эпидемиологическим отделом. Функционирование подразделений Сетевого ЦСЭН предусмотрено в трех режимах: режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифиотий); в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны); в режиме ЧС. В части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного происхождения учреждение способно осуществлять: организацию и проведение санитарно-эпидемиологической разведки, оценку санитарноэпидемиологической обстановки на закрепленных объектах; выявление и предупреждение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения и среды обитания; проведение санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий на объектах в зоне ЧС с учетом сил и средств постоянной готовности; в рамках выделенных полномочий – санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия по ликвидации последствий ЧС; организацию и проведение санитарно-эпидемиологи ческой разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний; специфическую индикацию возбудителей инфекционных заболеваний при ЧС мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных людей и трупов согласно установленному порядку; организацию и проведение оперативного контроля и измерений мощности дозы радиоактивного излучения в месте расположения закрепленных объектов; участие в радиационном контроле, анализе и оценке неблагополучной радиационной обстановки в местах массового скопления людей; проведение лабораторных исследований продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья по определению удельной и объемной активности радионуклидов, а также по определению загрязненности указанных объектов ОВ и АХОВ; проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженного РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей экспертного заключения о соответствии их действующим НТД и пригодности для использования по назначению; установление радионуклидного состава (по гигиенически значимым радионуклидам) радиоактивного загрязнения исследуемых проб; проведение лабораторного контроля за полнотой дезактивации, дегазации и дезинфекции продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды, подвижного состава и др. объектов; оказание инструктивно-методической помощи ЦГСЭН сети железных дорог.

В 2003 году врачом-радиологом, участником ликвидации последствий аварии в зоне Чернобыльской АЭС В.В. С ластиным были разработаны крайне необходимые для оперативных дежурных Сетевого ЦГСЭН МПС Российской Федерации «Основные параметры чрезвычайных ситуаций при радиоактивном загрязнении на объекте» (утверждены 29 декабря 2003 года), где в доступной для неспециалиста форме изложены основные принципы замеров уровня радиации на объектах железнодорожного транспорта.

В исторической памяти учреждения остается работа в условиях стихийных бедствий. Еще не забыты события июня 2002 года на Северном Кавказе, когда в результате стихийного бедствия произошло затопление водозаборных сооружений, промышленных предприятий, повреждение железнодорожного полотна. Без централизованного водоснабжения остались пункты заправки водой пассажирских поездов, объекты массового сосредоточения людей, общественного питания, жилой фонд. На железнодорожных вокзалах курортных зон образовалось большое скопление пассажиров, в том числе организованных детских коллективов.

В итоге на объектах дороги сложилась напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка, потребовалось принять энергичные меры, чтобы не допустить развития эпидемического процесса, предупредить особо опасные и другие инфекционные заболевания.

Сетевой ЦГСЭН командировал для организации работы своих специалистов, центрами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте на местах под контроль были взяты вопросы соблюдения противоэпидемического режима на объектах массового скопления людей (вокзалы, пассажирские поезда), в местах размещения рабочих ремонтно-восстановительных бригад на аварийных участках, а также пункты питания, водоснабжения и медико-санитарного обеспечения в зоне чрезвычайной ситуации.

Дорожные службы координировали вопросы, требовавшие неотложного решения. Руководители дороги взяли под контроль выполнение работ по улучшению водоснабжения на Минераловодском отделении и станции Кавказская (г. Кропоткин) с переводом водопровода на станции Кавказская на артезианские источники. Было организовано снабжение пассажирских составов доброкачественной питьевой водой, выделены средства на приобретение вакцин против ряда инфекционных заболеваний и т.д. Санитарно-эпидемиологической службой железнодорожного транспорта за счет собственных средств был многократно увеличен объем лабораторных и инструментальных исследований питьевой воды, продуктов питания и состояния окружающей среды для обеспечения безопасности железнодорожников, пассажиров и населения курортной зоны. За два месяца было выполнено около трех тысяч анализов, что составляет годовой объем лабораторных исследований при обычной плановой работе.

Остановка движения вызвала скопление пассажиров на вокзалах станций Сочи, Адлер, Туапсе, Краснодар, Новороссийск, Ростов, число их порой доходило до 1000 человек. На железнодорожных путях были выставлены вагоны для временного размещения пассажиров и организованных групп детей. Проводились медицинское обследование детей, снабжение их сухими пайками. Было введено эстафетное медицинское наблюдение за всеми пассажирами поездов с детьми по пути следования. Активная профилактика и санитарно-просветительская работа среди железнодорожников и членов их семей, а также пассажиров и местных жителей позволили обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие железнодорожников, пассажиров и населения.

Накопленный опыт пригодился в более поздние годы, когда в 2012 году случилось наводнение в Крымске и Новороссийске.

Как в прошлом, в годы существования ЦСЭС МПС СССР, так и в настоящее время ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» считает приоритетным в условиях повседневной деятельности проведение профилактических подготовительных мероприятий (тренировок, учений и пр.). Это одна из важных функциональных задач системы противодействия чрезвычайным ситуациям, решение которой предполагает своевременное предупреждение, локализацию и ликвидацию нежелательных с точки зрения безопасности железнодорожного транспорта процессов, устранение этиологических факторов и условий, способствующих проявлению чрезвычайных ситуаций.

Поэтому большое значение приобретает умение работников учреждения ориентироваться в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке, вовремя выявлять объективными методами исследования малейшие признаки назревающих опасных проявлений химического, биологического или бактериологического характера на обслуживаемых объектах транспорта и принимать адекватные меры по их предупреждению и пресечению.

Как показала практика, учреждением наработан громадный опыт по осуществлению мероприятий,направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий международного значения, таких как празднование 300-летия основания города Санкт-Петербурга (2003 год), саммит АТЭС (сентябрь 2012 года), ХХVII Всемирная летняя Универсиада в г. Казани (июль 2013 года), XXII Олимпийские и Паралимпийские игры в г. Сочи (2014 год).

 

Secondary Sidebar