Skip to content

Организация дополнительного питания в общеобразовательных организациях через автоматы по выдаче пищевых продуктов (вендинговые аппараты)

Санитарным законодательством Российской Федерации предписан ряд требований для организаторов дополнительного питания детей, в том числе и через автоматы по выдаче пищевых продуктов (вендинговые аппараты).
Обязательные требования к продуктам, реализуемым через вендинговые аппараты на территории Российской Федерации установлены следующими Техническими регламентами Таможенного союза: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;
ТР ТС 033/2012 «О безопасности молока и молочной продукции»;
В соответствии с основным документом, регламентирующим порядок организации питания в образовательных учреждениях — основного питания и дополнительного СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» п.4.2.) установка вендинговых аппаратов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования не запрещена и может быть использована как вариант дополнительного питания. При этом, через аппараты для автоматической выдачи допускаются только пищевые продукты промышленного изготовления в потребительской таре (соки, нектары, стерилизованное молоко и молочные напитки емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированная питьевая вода без газа емкостью не более 500 мл), при соблюдении условий хранения продукции и наличии документов, подтверждающих их соответствие действующим Техническим Регламентам Таможенного Союза.                                                                                                                              Не допускается к реализации через торговые автоматы продукты и блюда из перечня продуктов и блюд, которые не допускаются к реализации на объектах общественного питания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Основу ассортимента пищевых продуктов, реализуемых с помощью торговых автоматов, должны составлять пищевые продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, белком)».

Реализация горячих напитков с использованием торговых автоматов осуществляется обучающимися среднего школьного возраста и старше, только в помещениях, оборудованных для приема пищи. Горячие напитки реализуются в специальных термостойких одноразовых стаканах емкостью до 200 мл (в т.ч. с использованием специальных торговых автоматов).

 

Требования к местам установки вендингового оборудования:

— Автоматы рекомендуется устанавливать в помещениях для обучающихся, не охваченных горячим питанием, или в помещениях для дополнительного образования.

— Место установки автомата в образовательном учреждении должно обеспечивать свободный доступ к нему, не ограничивая потоки движения учеников. Автоматы не должны устанавливаться в проходах и уменьшать полезную площадь учреждения, желательна установка автоматов в обеденных залах.

— В оформлении вендинговых автоматов не должно быть символики брендов и рекламы, пропагандирующей употребление тонизирующих и прочих недозволенных в школах напитков, кофе в том числе.

 

Необходимо закрепление ответственного специалиста по контролю за качеством, сроками годности и условиями хранения продукции. Особый контроль требуется за условиями реализацией продукции в автоматах, не оборудованных системами охлаждения. Также необходимо выделить ответственное лицо за поддержание торгового автомата в должном санитарном состоянии и чистоте.

Следует обратить внимание, что плохое обслуживание торгового автомата в школе (грязь, пыль, насекомые) недопустимо. Также недопустима:

— реализация продуктов с истекающим сроком годности, продуктов в повреждённой упаковке и таре,

— обслуживание торгового автомата персоналом, не имеющего санитарную книжку;

— неправильное хранение продуктов в автомате и на складе.

 

Принятие решения об установке торгового аппарата остается за руководителем образовательного учреждения. Решение должно быть взвешенным, с учетом всех достоинств и недостатков такой организации дополнительного питания, с учетом фактически имеющейся организации питания в школе и охватом питанием учащихся. Все актуальные вопросы следует обсудить с родительским комитетом и предусмотреть их выполнение в договорах с организатором питания.

Полноценного питания вендинг-аппарат заменить не может, но соблюдение принципов здорового питания в образовательных учреждениях возможно в случае, если наполнителями вендинг-аппарата будут напитки и продукты, разрешенные для питания детей.

В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:
 — молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5%, не требующее особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в асептической упаковке, массой нетто до 250 г;
— стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 4%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C);
— творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 10%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек;
— вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л;
— напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л;
-соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АССОРТИМЕНТ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

N п/п Наименование пищевых продуктов Масса (объем) порции, упаковки Примечание
1. Фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы и др.) реализуются, предварительно вымытые, поштучно в ассортименте, в том числе в упаковке из полимерных материалов
2. Вода питьевая, расфасованная в емкости (бутилированная), негазированная до 500 мл реализуется в потребительской упаковке промышленного изготовления
3. Чай, какао-напиток или кофейный напиток с сахаром, в том числе с молоком 200 мл горячие напитки готовятся непосредственно перед реализацией или реализуются в течение 3 часов с момента приготовления на мармите
4. Соки плодовые (фруктовые) и овощные, нектары, инстантные витаминизированные напитки до 500 мл реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке промышленного изготовления
5. Молоко и молочные напитки стерилизованные (2,5% и 3,5% жирности) до 500 мл реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке промышленного изготовления
6. Кисломолочные напитки (2,5%, 3,2% жирности) до 200 г реализуются при условии наличия охлаждаемого прилавка, в ассортименте, в потребительской упаковке промышленного изготовления
7. Изделия творожные, кроме сырков творожных (не более 9% жирности) до 125 г реализуются при условии наличия охлаждаемого прилавка в ассортименте, в потребительской упаковке промышленного изготовления
8. Сыры сычужные твердые для приготовления бутербродов до 125 г реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке
9. Хлебобулочные изделия до 100 г реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке
10. Орехи (кроме арахиса), сухофрукты до 50 г реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке
11. Мучные кондитерские изделия промышленного (печенье, вафли, миникексы, пряники) и собственного производства, в т.ч. обогащенные микронутриентами (витаминизированные) до 50 г реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке промышленного изготовления
12. Кондитерские изделия сахарные (ирис тираженный, зефир, кондитерские батончики, конфеты, кроме карамели), в т.ч. обогащенные микронутриентами (витаминизированные), шоколад до 25 г реализуются в ассортименте, в потребительской упаковке

Secondary Sidebar