Skip to content

Краткий очерк истории санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте

Основные этапы развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте

История развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте начинается с периода строительства и эксплуатации первых железных дорог.
Первая железная дорога в России начала строиться в 1837 году между Санкт-Петербургом и Павловском, ее протяженность составила 27 км. С 1843 года началось строительство двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Эксплуатация дороги началась с мая 1847 года, но официально дорога была принята для осуществления в полном объеме пассажирских и грузовых перевозок с 1851 г. Медицинское обслуживание на строительстве железной дороги осуществляли 10 лазаретов, так называемые «балаганы», которые были открыты в 1843 г. Вначале оказание первой помощи было платное и рабочие не обращались за медицинской помощью, поэтому ее стали оказывать бесплатно.
В 1845 году на строительстве железных дорог одновременно работали около 65 тысяч человек, среди которых возникли заболевания сыпным тифом. В течение двух месяцев заболели 9 тысяч человек, из которых умерли 6 тысяч, из них 2 врача и 20 фельдшеров.
В 1865 году за счет государственных средств построили железные дороги Одесса-Балта и Раздельная-Тирасполь. В 1867-1868 гг. — Балта-Елизаветград. В 1866-1868 гг. сооружена Московско-Курская железная дорога. В 1865-1872 гг. в тяжелейших условиях субтропического климата, где свирепствовала малярия, построили Закавказскую железную дорогу.
Со строительством железных дорог развивалась и медицинская служба, в том числе и санитарный надзор.

В 1846 году на строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой работало 20 врачей и 63 фельдшера. А уже через 3 года после принятия ее официально в эксплуатацию, в 1854 году, была утверждена сеть и штаты медицинских учреждений для Петербургско-Московской магистрали, состоящей из лазарета на 10 коек на ст.Бологое и фельдшерских пунктов на наиболее крупных железнодорожных станциях. Затем эта система медицинского обеспечения была закреплена и на других дорогах принятым в 1864 г. «Положением о врачебной службе» на железной дороге, в котором определен был также объем и санитарных мероприятий.
В июне 1865 года указом императора Александра II Главное управление путей сообщения и публичных зданий, при котором был учрежден Департамент железных дорог, было преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым министром стал Павел Петрович Мельников (1804-1880).
Это сказалось в дальнейшем на более быстром развитии как железнодорожного транспорта, так и медицинского обеспечения на железных дорогах, в том числе и на становление санитарного надзора.
В 1885 году в Министерстве путей сообщения было организовано так называемое «санитарное делопроизводство», состоящее из врача и фельдшера, которое разрабатывало статистическую отчетность, вело переписку с другими службами МПС, управлениями железных дорог.
В «Положении о Врачебно-санитарной службе на эксплуатируемых и строящихся наземных железных дорогах» (1886 г.) указывалось, что одной из первоочередных задач врачебной службы является «наблюдение за санитарным состоянием дорог».
Такое важное значение наблюдению за санитарным состоянием дорог уделялось в связи с неблагополучной эпидемической обстановкой в России и на железных дорогах, особенно по холере. Так, в период наибольшего развития эпидемии в июне-сентябре 1892 г., одно заболевание холерой приходилось на 3417 пассажиров и одно заболевание на 221 железнодорожника и членов их семей.
В 1893 г. Министерство путей сообщения «Правилами о медицинской службе (части) на всех железных дорогах казенных и частных» определило структуру и порядок медицинского обеспечения на уровне железной дороги, который сохранялся до 1913 г. Согласно этим правилам, медицинская помощь оказывалась работающим на железной дороге и членам их семей, а также всем лицам, заболевшим или получившим травму во время поездки по железной дороге. Пассажирам оказывалась только первая медицинская помощь.

Врачебные службы обеспечивали медицинский отбор поступающих на железнодорожный транспорт в профессии и на должности, связанные с движением поездов (службы тяги, движения и телеграфов). Начал организовываться санитарный контроль за объектами железнодорожного транспорта.

С 1893 года согласно этим правилам в составе Управления дороги наравне с другими службами имелась врачебная служба (еще называемая «частью»). Заведовал службой старший врач дороги, который подчинялся непосредственно начальнику дороги. Дорога имела несколько врачебных участков. Во главе участка стоял участковый врач, который обслуживал участок протяженностью не более 120 верст. На крупных железнодорожных объектах создавался самостоятельный врачебный участок. Принцип работы врачебных участков — стационарно-разъездной. Основными стационарными учреждениями являлись приемный покой (прототип современной поликлиники) и больница. Приемные покои располагали на станциях, отстоящих друг от друга на 100 верст.

Железнодорожная больница обычно была на 20-40 коек и имела терапевтическое, инфекционное и хирургическое отделения. Более крупные больницы имели и другие специализированные отделения.
Выезды на линию, в том числе и в случае крушений поездов, осуществляли : участковый врач, врачи отделений, фельдшера и, при необходимости, «повивальные бабки».

В распоряжении участкового врача был санитарный вагон и специальный вагон для транспортировки больных. Врач участка наряду с лечебной работой должен был заниматься санитарно-эпидемиологической работой. На крупных станциях на случай крушений, катастроф был специально оборудованный санитарно-вспомогательный поезд. У главного кондуктора пассажирского поезда имелась аптечка и носилки для переноса больных.
В пассажирских поездах была должность кондуктора-фельдшера, которому вменялся контроль за санитарным состоянием в поездах.
В журнале «Железнодорожное дело» за 1890 год участковый врач П.Цезаревский так описывал свою работу на Люботинском участке Харьковско-Николаевской железной дороги : «…Протяженность участка 126 верст, 12 станций, 115 путевых будок и 16 казарм. Медперсонал участка — 1 врач, 3 фельдшера, 1 фельдшер-акушерка. На участке 4212 человек, в том числе 987 железнодорожников. Лечащий врач на 70% обслуживает терапевтических больных, на 30% хирургических и гинекологических, занимаясь при этом еще вопросами контроля за санитарным состоянием участка».
В 1894 году в структуре уже самого Министерства путей сообщения организуется врачебно-санитарный отдел, а с 1897 года вводится и должность инспектора по санитарному состоянию железных дорог. Первым таким инспектором был доктор медицинских наук Евграф Александрович Головин.
Начиная с 1906 года формируется структура будущей санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения на уровне дороги : вводятся должности санитарных врачей в качестве помощников санитарных врачей дороги, а также должности дезинфекторов из расчета 1 дезинфектор на 2 врачебных участка.

1906 год можно считать годом формирования санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте.
К 1913 году железнодорожная сеть возросла до 67,8 тыс.км, а численность железнодорожников и членов их семей до 3 млн.человек, в том числе 800-900 тыс.человек рабочих и служащих. К этому времени на железной дороге было всего 1-2 санитарных врача, поэтому основную санитарную и противоэпидемическую работу приходилось проводить участковым врачам.
Эпидемиологическая обстановка в России в эти годы была крайне напряженной: регистрировались заболевания холерой и чумой. Это и определило, в основном, дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте.
В 1913 году правительством были утверждены новые «Правила врачебно-санитарной части железных дорог открытых для общественного пользования» (взамен «Правил о медицинской службе (части) на всех железных дорогах казенных и частных»), которыми были предусмотрены изменения в организации врачебно-санитарного обеспечения железнодорожного транспорта за счет увеличения числа учреждений и специалистов. Общее руководство медико-санитарной деятельностью казенных и частных железных дорог возлагалось на врачебно-санитарный отдел Министерства путей сообщения, на уровне дороги руководство осуществлялось врачебно-санитарной частью при управлении дороги. В штат врачебно-санитарной части вводилась должность старшего врача по санитарной части, которому подчинялся санитарный врач (1-2), являющийся его заместителем и обязанный быть «специалистом с опытом работы и достаточными сведениями для производства санитарно-гигиенических исследований».

Санитарному врачу отводилась роль организатора проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий и консультанта участкового врача, являющегося основным исполнителем при осуществлении профилактической работы.

Для организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий создавались комиссии: главная дорожная санитарная комиссия, возглавляемая начальником дороги, участковые санитарные комиссии и санитарные попечительства, руководимые лицами, назначаемыми председателем главной санитарной комиссии. Главная санитарная комиссия разрабатывала общие противоэпидемические и санитарные меры, рассматривала сметы на улучшение санитарного состояния дороги, составляемые участковыми санитарными комиссиями, решала оперативные вопросы в связи с обострением эпидемической обстановки.
В «Положении об участковых санитарных комиссиях» было указано, что одной из основных задач является «наблюдение за удовлетворительностью условий быта железнодорожного населения и принятие рациональных мер борьбы с появляющимися заболеваниями, имеющими общественное значение, а равно и мер, служащих к устранению санитарных недостатков на участке».
Санитарные комиссии имели право приглашать на свои заседания земских и городских врачей, но не иначе как «по предварительному соглашению начальника дороги с губернаторской администрацией». На санитарные попечительства возлагались обязанности наблюдать «за вполне опрятным содержанием станционных зданий, буфетов, жилых домов, школ, мастерских, кухонь, бань, прачечных, товарных складов, отхожих мест, помойных и выгребных ям, дворов и прочих устройств дороги».

Динамика показателей материальной базы железнодорожного здравоохранения за период 1898-1912 г.г. (из рукописи С.А.Михайлова, 1939 г., данные приведены В.М.Сибилевым, Ю.М.Коршуновым,1990 г.)

 

пусто

Казенные ж.д. 1898г., 20 ж.д.

Казенные и частные ж.д. 1912 г., 45 ж.д.

Протяженность дорог (версты)

25132

63303

Число служащих и работающих

248013

872272

Число обслуживаемого населения

818569

30638117

Средняя протяженность врачебного участка (верст)

108

98

Среднее население врачебного участка

3503

4735

Число врачей

288

1015

Население на одного врача

2842

3019

Число больниц

32

143

Число больничных коек

899

5729

Число коек на 1 тыс. населения

1,1

1,9

Число врачебных участков

234

647

Число фельдшерских пунктов

413

1139

Число акушерских участков

156

494

 

После революции 1917 года проблемы здравоохранения в России были подняты до уровня государственных задач.
В первый же день Советской власти при Петроградском Военно-революционном комитете был организован медико-санитарный отдел, которому поручалась реорганизация всего медико-санитарного дела в стране. Немногим позже по инициативе В.И.Ленина медико-санитарный отдел организовал при ряде наиболее крупных Народных комиссариатов, в том числе и при Комиссариате путей сообщения, медицинские коллегии.

Перед медицинской коллегией Наркомата путей сообщения были поставлены задачи по обеспечению руководства медико-санитарным делом на транспорте, организации медицинского обслуживания железнодорожников и членов их семей, по борьбе с эпидемиями. Медицинская коллегия Наркомата путей сообщения оказалась не в состоянии справится с задачами, стоявшими перед ней в чрезвычайно сложной эпидемической обстановке в стране.
Учитывая тяжелую эпидемическую обстановку и уровень состояния охраны здоровья населения в России, новое рабоче-крестьянское Правительство России пытается объединить разобщенные медицинские службы всех министерств и ведомств под единое государственное управление для успешного решения проблем.
24 января 1918 года подписывается декрет об образовании Совета врачебных коллегий, который становится высшим медицинским органом Правительства России.

А 11 июля 1918 года Совнарком принял Постановление об учреждении Народного Комиссариата здравоохранения, которому поручалось руководство всеми отраслями медико-санитарного дела в стране, возглавил его врач Н.А. Семашко.
В комиссариате было создано шесть отделов, одним из них был отдел путей сообщения с подразделениями, ведавшими железнодорожным и водным транспортом. Затем этот отдел был реорганизован в Управление путей сообщения МЗ РСФСР.

Декретом В. И. Ленина от 11 июля 1918 года предопределялось самостоятельное существование железнодорожного здравоохранения. В начале в составе Народного Комиссариата здравоохранения, а с 1922 года и в составе республиканских Народных Комиссариатов здравоохранения были созданы отделы путей сообщения. В управлениях дорог железнодорожное здравоохранение было представлено отделами здравоохранения и санитарными районами (в дальнейшем санитарные участки) на дорогах.

В 1917 году было 17 санитарных районов и 4 санитарно-гигиенических лаборатории, в которых работали 17 санитарных врачей; в 1920 г. — 62 санитарных района, 41 лаборатория и 70 санитарных врачей; в 1923 году число санитарных районов достигает 170, а количество санитарных врачей — 267; в 1927 г. — санитарных районов — 183, лабораторий — 58, санитарных врачей — 304.
На сети железных дорог работали 13 врачей организаторов-методистов по санитарному просвещению.
В те годы железнодорожный транспорт являлся основным путем распространения эпидемических заболеваний, поэтому важную роль в деле предупреждения и распространения инфекционных заболеваний имели противоэпидемические мероприятия, проводимые на железных дорогах. Так, 6 декабря 1919 года вышло Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны, объявившее о проведении по всей сети железных дорог Республики «недели чистки» для приведения в должное санитарное состояние подвижного пассажирского состава, путей, вокзалов и других железнодорожных помещений.

Особенно большое значение для предупреждения инфекционных заболеваний имела созданная на транспорте в 1919 году специальными решениями Совнаркома и Реввоенсовета широкая сеть изоляционно-пропускных и санитарно-пропускных пунктов.
Специфика задач железнодорожного здравоохранения и чрезвычайная важность проводимой ими работы в целом для народного хозяйства явились основанием для специального рассмотрения в 1921 году Советом труда и обороны вопроса о положении здравоохранения на путях сообщения. Совет принял постановление, направленное на укрепление и улучшение здравоохранения, в том числе и санитарных подразделений, на транспорте. Несмотря на то, что страна переживала значительные трудности, связанные с восстановлением разрушенного войной хозяйства, на железнодорожный транспорт направляются дополнительно санитарное оборудование и медикаменты. На железных дорогах дополнительно создаются так называемые санитарные районы.
Развитию санитарно-эпидемиологического дела на железнодорожном транспорте способствовал Приказ Народного Комиссариата путей сообщения и Народного Комиссариата здравоохранения СССР № 1600 от 19.04.23 «О порядке работы санитарных органов транспорта», изданный в развитие Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15.09.22, что способствовало росту числа учреждений санитарного профиля и санитарных врачей. К 1927 году по сравнению с 1920 годом увеличилось санитарных районов в 3 раза, санитарно-гигиенических в 1,4 раза и санитарных врачей в 4,3 раза.

Большую роль в организации и развитии санитарно-гигиенической службы на железнодорожном транспорте сыграли съезды санитарных врачей железнодорожного транспорта, проходившие в 1923 г. (первый съезд), 1924 и 1925 годах.
В 30-40-х годах был заложен прочный фундамент для развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте.
Период развития санитарно-эпидемиологического дела, как и всей системы здравоохранения, на железнодорожном транспорте с 1917 по 1931 годы характеризуется поиском наиболее рациональных форм медицинского обслуживания железнодорожников и решения задач по обеспечению сани-тарно-эпидемиологического благополучия всего населения России.
Важным событием в развитии железнодорожного здравоохранения явилось принятое в январе 1931 года Совнаркомом и ЦК ВКП(б) обращение «О железнодорожном транспорте», которое предусматривало коренную реконструкцию железнодорожного хозяйства страны и всестороннее его укрепление.
Учитывая накопившийся в то время опыт деятельности учреждений железнодорожного здравоохранения (и, конечно, санэпидслужбы), специфику обслуживания железнодорожников, строителей железных дорог и их семей с учетом технологического процесса работы транспорта, Советом Народных комиссаров СССР 28 апреля 1931 года было принято постановление № 313 «О передаче медико-санитарных учреждений, обслуживающих железнодорожный транспорт, из ведения Народных комиссариатов здравоохранения республик в ведение Народного комиссариата путей сообщения».
В дальнейшем деятельность системы здравоохранения железнодорожного транспорта в структуре МПС оправдала правильность принятого решения, что неоднократно подтверждалось не только в годы войны, но и в мирное время.

В составе Народного комиссариата путей сообщения было учреждено Центральное медико-ветеринарно-санитарное управление, при котором были определены и органы управления санитарно-эпидемиологической службой. Положение о Центральном медико-ветеринарно-санитарном управлении было утверждено приказом НКПС от 21.05.31 № 2221.
В дальнейшем система управления санитарно-эпидемиологической службой на железнодорожном транспорте и ее структура совершенствовались. 10.06.33 Центральное медико-ветеринарно-санитарное управление НКПС СССР было реорганизовано в Центральный врачебно-санитарный отдел НКПС, с 01.03.34 в Центральное управление санитарной службы и лечебно-профилактических учреждений НКПС СССР, с 01.01.37 стало называться Центральным врачебно-санитарным управлением НКПС, а с 15.03.46 — Главным врачебно-санитарным управлением МПС СССР.
В 1940 году на сети железных дорог имелось 465 санитарных участков, 238 санитарно-гигиенических лабораторий, в которых работали 572 санитарных врача, 121 врач-эпидемиолог, 178 маляриологов, 155 врачей-бактериологов и другие специалисты.
Совершенствование и развитие структуры учреждений санитарно-эпидемиологической службы железнодорожного транспорта определялось задачами, которые стояли в годы первых пятилеток перед железнодорожным транспортом, и эпидемиологической обстановкой в стране. Империалистическая и гражданская войны, иностранная военная интервенция нанесли огромный ущерб железнодорожному транспорту. Принимались самые энергичные меры для его восстановления. К этому делу были привлечены крупнейшие заводы страны. Восстановление железнодорожного транспорта проходило в условиях социальных бедствий и сопровождалось эпидемиями чумы, холеры, сыпного тифа и другими инфекционными заболеваниями.
К концу первой пятилетки в состав санитарно-эпидемиологической службы входило 195 районов, 45 санитарно-гигиенических лабораторий и 118 дезинфекционных отрядов. Научно-организационным и методическим центром по вопросам гигиены труда на железнодорожном транспорте стала созданная в 1925 году Центральная научно-исследовательская лаборатория по изучению профессиональных заболеваний на транспорте, которая в 1934 году была преобразована в Центральную научно-исследовательскую лабораторию гигиены и эпидемиологии (ЦНИЛГЭ) Народного Комиссариата путей сообщения, а 19 октября 1960 года во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены.
В 1940 году на железных дорогах была значительная материально-техническая база для проведения дезинфекционных мероприятий:

  1. Участковых дезинфекционных отрядов — 497
  2. Дезинфекционных пунктов по обработке вагонов — 40
  3. Санитарных пропускников — 128 (мощность — 12 человек в час)
  4. Санитарных поездов — 33 (мощность — 20 человек в час)
  5. Вагонов-бань — 65 (мощность — 8 человек в час)
  6. Вагонов дезинфекционных камер — 206 (мощность — 16 комплектов в час)
  7. Передвижных дезинфекционных камер — 206 (мощность — 4 комплекта в час)
  8. Дезинфекционных камер при объектах -2004 (мощность — 8 комплектов в час)
  9. Изоляционно-пропускных пунктов — 22.

В 30-40-х годах создаются новые типы санитарно-профилактических учреждений. С 1924 года на железнодорожном транспорте стали организовываться противомалярийные станции. К 1953 году на железнодорожном транспорте было 289 противомалярийных станций и пунктов, которые в 1954 году были объединены с дорожными санэпидстанциями как отделы борьбы с малярией и гельминтозами, а с 1956 года переименованы в паразитологические отделы.
В противомалярийных учреждениях железнодорожного транспорта в 1954 году были заняты 324 врача, 83 энтомолога, 22 инженера-гидротехника.
В 1941 году создаются санитарно-контрольные пункты, обеспечивающие контроль за перевозками людей на транспорте и организацией противоэпидемических мероприятий в военное время. В дальнейшем эти структурные подразделения в санитарно-эпидемиологической службе остаются, сохраняя свое первоначальное название до сегодняшнего дня.
Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в годы Великой Отечественной войны, когда железные дороги и все ее службы работали в чрезвычайно тяжелых условиях. Основная задача структурных подразделений санэпидслужбы состояла в обеспечении эпидемической безопасности как в войсках на фронте, так и во всей стране.
Приказом НКПС от 11.12.42 № 120-Ц врачебно-санитарные отделы управлений железных дорог были реорганизованы во врачебно-санитарные службы (ВСС), одновременно НКПС было утверждено положение о врачебно-санитарной службе.
В соответствии с приказом НКПС СССР от 09.01.43 № 29 «О структуре линейных санитарных и лечебно-профилактических организаций на железных дорогах» была проведена реорганизация санэпидслужбы на железнодорожном транспорте. В результате реорганизации были организованы дорожные и линейные санитарно-эпидемиологические станции (на базе наиболее мощных санитарных участков). При значительном протяжении зоны обслуживания были оставлены санитарные участки, являющиеся структурными подразделениями соответствующих санэпидстанций.
Все ранее существовавшие самостоятельные учреждения: малярийные станции, дезинфекционные станции, лаборатории гигиены труда, санитарно-бактериологические лаборатории вошли в состав дорожных санэпидстанций на правах отделов.
Санэпидстанции делились на внеклассные, I, II, III классов.
Всем санитарным инспекторам санэпидстанций и входящих в их структуру санитарных участков были предоставлены права Государственной санитарной инспекции в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 905-416/с от 29.05.42.
Учитывая, что железнодорожный транспорт является основным путем, по которому чума может быть вынесена из природного очага на далекие расстояния, по инициативе Министерства здравоохранения СССР, возбудившим соответствующее ходатайство перед Советом Министров СССР, в 1949 году на железнодорожном транспорте была создана противочумная организация — противочумные станции, которые дислоцировались на энзоотичных по чуме участках железных дорог Средней Азии, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. Противочумные станции были расположены в г.г.Алма-Ате, Ашхабаде, Баку, Гурьеве, Казалинске, Наушках, Ростове-на-Дону, Саратове.
Санитарно-эпидемиологическая станция Главного врачебно-санитарного управления МПС была организована как организационно-методический центр согласно Приказу МПС от 29.01.65 № Г-2603 и письму Министерства здравоохранения СССР от 22.01.65 № 03-5/25, первое положение о ней утверждено 15.05.65.
До распада СССР структура санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения СССР включала в себя:

  • Главное врачебно-санитарное управление МПС
  • Центральную санитарно-эпидемиологическую станцию
  • 359 санитарно-эпидемиологических станций сети дорог, из них 32 дорожных, 179 санитарно-эпидемиологических станций отделений, 147 линейных и одну Московского метрополитена
  • 1 дезинфекционную станцию
  • 7 противочумных станций
  • 1 дом санитарного просвещения.

В учреждениях санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения работало 3132 врача, 11937 средних медицинских работников.
В 1991 году с принятием Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Государственная санитарно-эпидемиологическая служба вышла из подчинения Министерства здравоохранения. Федеральным органом Государственной санитарно-эпидемиологической службы являлся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства путей сообщения осталась в структуре самого министерства в составе Врачебно-санитарного управления и согласно вышеназванному Закону стала относиться к ведомственной санитарно-эпидемиологической службе. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации осуществлял организационно-методическое обеспечение всех ведомственных санитарно-эпидемиологических служб по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора.
Главное врачебно-санитарное управление МПС СССР было реорганизовано во Врачебно-санитарное управление МПС Российской Федерации, а с 1997 года в Департамент здравоохранения МПС.
Согласно указанию МПС от 8 июля 1992 года учреждения санитарно-эпидемиологической службы МПС (санитарно-эпидемиологические станции) были переименованы в центры санитарно-эпидемиологического надзора дороги, отделения, линейного участка (по аналогии с учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы).
В конце 1996 года в связи с реформами Правительства России, связанными с сокращением управленческого аппарата Правительства, произошло объединение Министерства здравоохранения и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора в одно министерство — Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Министерством путей сообщения Российской Федерации была начата реорганизация железных дорог путем их укрупнения и передачи объектов социально-культурного назначения в муниципальную собственность. Конечно, это отразилось в общем на структуре санэпидслужбы, но в основном это коснулось изменений статуса учреждений и сокращения кадров от 20% до 40%. В 1998 году в учреждениях санэпидслужбы железнодорожного транспорта работало около 2-х тысяч врачей (физических лиц) и других специалистов с высшим образованием и более 5 тысяч средних медицинских работников (физических лиц).
Санитарно-эпидемиологическая служба сохранила свою структуру, однако произошло сокращение числа учреждений за счет укрупнения материально-технической базы некоторых из них:

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

211

218

206

182

Кроме того, в структуре учреждений санэпидслужбы действовали 102 санитарно-контрольных пункта и 37 пограничных санитарно-карантинных пунктов.
Обеспечение на должном уровне санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте по всей сети железных дорог потребовало вдумчивого подхода при сокращении числа учреждений, так как это связано с оптимально соответствующей функциональной и технологической структурой самого железнодорожного транспорта.
Все эти проблемы были учтены при рассмотрении на расширенном заседании Коллегии МПС 25.02.98 Программы поэтапной реорганизации учреждений санэпидслужбы отрасли, в том числе путем их укрупнения и приведения их мощности в соответствии с поставленными перед ними задачами, с учетом реструктуризации железных дорог и отделений железных дорог. За счет проведения такой реорганизации число учреждений (юридических лиц) было запланировано и затем сокращено на 26 единиц с полным сохранением материальной базы и основных кадровых потенциалов (15 линейных ЦСЭН, 10 отделенческих и 1 дорожный на бывшей Кемеровской ж.д.).
В соответствии с «Федеральной целевой программой по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ на 1994-1997 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 624, Министерством путей сообщения силами специалистов санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте организован санитарно-карантинный контроль на 37 (на начало 1999 г.) железнодорожных переходах через Государственную границу из 62, предусмотренных Программой.
Указаниями Министерства путей сообщения Российской Федерации от 6.10.94 № Б-815у и от 21.09.95 № Б-760у были определены основные организационно-управленческие задачи и приняты решения во исполнение Федеральной программы.
Государственной санитарно-эпидемиологической службой страны была разработана концепция дальнейшего развития службы, предусматривающая создание на функциональной основе единой системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора путем присоединения ведомственных служб к Государственной.
Это обусловило необходимость разработки нового проекта Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации». Кроме того, в Законе РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом в апреле 1991 года, правовые основы деятельности ведомственных санэпидслужб не имели четкого отражения (ст.33), что вызывало споры у юристов о правовом статусе этих служб.
Новый Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» был разработан в 1997 г., принят Государственной Думой и подписан Президентом Российской Федерации 30.03.1999 за №52-ФЗ. В нём были заложены основы единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и воплощено единство санитарного законодательства на всей территории страны.
Согласно Федеральному Закону, санитарно-эпидемиологическая служба Министерства путей сообщения была оставлена в структуре самого министерства и, как службы других министерств, была административно подчинена единой государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации с приобретением статуса государственной. Главный санитарный врач на железнодорожном транспорте получил статус главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту — заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации по своим функциональным обязанностям.
Данные совершенствования структуры управления Госсанэпидслужбы на железнодорожном транспорте были закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» и отражены в «Положении о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта» от 25.09.2000 г. №ЦУВС-782, утверждённом указанием МПС Российской Федерации от 20.11.2000 г. № Ш-2785у. Одновременно осуществлено переименование всех центров санитарно-эпидемиологического надзора с включением в название словосочетания «государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
На начальных этапах реформирования железнодорожного транспорта, направленного на акционирование все центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железных дорогах, отделениях и линейных участках выведены из состава врачебно-санитарных служб железных дорог, при этом был полностью сохранён весь их имущественный комплекс. Распоряжением МПС Российской Федерации от 03.09.2003 г. № 771р в целях обеспечения управления центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в масштабе железных дорог, на дорожные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора были возложены основные функции управления, принадлежавшие ранее врачебно-санитарным службам.
В структуре центрального аппарата Министерства путей сообщения распоряжением министра от 29.10.2003 года № 929р был образован Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на который возлагались вопросы по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. Руководить Департаментом был назначен Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту С.Д.Кривуля.
В рамках структурной реформы федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. было упразднено Министерство путей сообщения Российской Федерации. Этим же Указом была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Приказом Министра здравоохранения и социального развития от 3.06.2004 г. утверждена структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, включающая в своём составе Управление надзора на транспорте и санитарной охраны территории.
Весь кадровый потенциал и материально-техническая база центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 № 23-р были переданы в распоряжение вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 11.01.2005 г. №83 было образовано Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, одной из основных задач которого является осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей на объектах железнодорожного транспорта.
Приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.05 г. № 5 было образовано Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в результате слияния 162 бывших центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения Российской Федерации. Впоследствии учреждение было переименовано и теперь называется Федеральное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».
В ходе реорганизации в структуре Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» была сохранена схема функционального построения, которая исторически (более 150 лет) сформировалась по аналогии со структурным построением системы железнодорожного транспорта и соблюдением линейности в обслуживании.
В настоящее время в своей структуре Территориальное управление (в 200 году переименовано в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту) имеет 15 территориальных отделов на железных дорогах.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» сейчас имеет 115 филиалов на сети железных дорог, способных обеспечить деятельность Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В настоящее время учреждения и организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечивающие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, имеют высокий материально-технический и кадровый потенциал для решения наиболее сложных задач, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Непосредственное участие в организации и прумножении потенциала санитарно-эпидемиологических учреждений железнодорожного транспорта в разное время принимали все руководители железнодорожного здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, каждый из них внёс определённый вклад в дело совершенствования системы надзора на железнодорожном транспорте.
Руководителями Департамента здравоохранения МПС, функционирующего в разные годы под иными названиями, начиная с 1931 г., последовательно были: М.М.Щербаков (1931-1933), В.М.Мухин (1933-1936), К.М.Стацинский (1936-1937), В.М.Топалов 1937), М.В.Руковишников (1937), В.Г.Пашковский(1938-1942), А.Н.Соколов (1942-1946), В.Н.Захарченко (1946-1947), Н.И.Ермолов (1947-1949), В.Н.Захарченко (1949), А.А.Сергеев (1949-1962), Н.Д.Лежнев (1962-1974), С.Ф.Мельник (1974-1981), В.М.Сибилев (1981-1996), О.Н.Сорокин (1996–2001), М.Ф.Вильк (2001-2002), О.Ю.Атьков (2002-2003), С.Д.Кривуля (2003). В процессе реформирования железнодорожной отрасли Департамент здравоохранения МПС России был включён в структуру ОАО «Российские железные дороги», а в составе МПС России в 2003 году был образован Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора, руководителем которого был назначен С.Д.Кривуля, являвшийся Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту-заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (2003–2004).
Главными санитарными врачами железнодорожного транспорта были: В.Н.Викторов и И. И. Дрейн до 1950 г., В.А.Моисеев (1950-1957), А.А.Прохоров (1957-1964), Д.Д.Силин (1964-1982), О.И.Грибанов (1982-1987), С. Д. Кривуля (1987-2004, с 1999 года – Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту), Ю.Н.Каськов (с 2005 по настоящее время).
Главными врачами Сетевого центра санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте были: А.А.Бордуков (1965-1968), Г.Д.Островский (1968-1976), Р. А. Судробин (1977-1980), Б.Г.Водопьян (1980-1983), Г.Г.Онищенко (1983-1987), Ю.М.Артёменков (1987-2005). После реорганизации центров Госсанэпиднадзора МПС в форме слияния с образованием Федерального государственного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» главным врачом его назначен Ю.М.Артёменков, который и является в настоящее время главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».

Secondary Sidebar