Skip to content

Гигиена труда

Гигиена труда

Основная задача специалистов по гигиене труда на железнодорожном транспорте – разработка санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию условий труда, быта и отдыха работающих железнодорожников и, как следствие, на профилактику профессиональных патологий рабочих производственных предприятий.

Немаловажную роль в этом играет ведение социально-гигиенического мониторинга, который включает в себя накопление базы данных по заболеваемости работающих железнодорожников, а также состояния производственной среды и характера трудового процесса.


Железнодорожный транспорт чающая в себя различные хозяйства, службы, предприятия, которые – отрасль народного хозяйства, вклюобеспечивают транспортный процесс. Сюда относятся органы управления движения, пути; локомотивного, вагонного хозяйства; подразделения служб электрификации, энергетики, сигнализации, связи и др. Этот вид транспорта находится на особом положении, прежде всего в части условий деятельности человека. Все железнодорожные объекты, составляющие железнодорожный транспорт, разделяются на группу подвижного состава и стационарные объекты.
Условия труда работников железнодорожных профессий связаны с неблагоприятным комплексным воздействием вредных производственных факторов различной природы и интенсивности. Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава,ремонт, замена путей сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением различных химических веществ, интенсивным шумом, вибрацией, наличием больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок, различным микроклиматическим и микробиологическим воздействием и другими факторами.
Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за промышленными объектами на железнодорожном транспорте определена спецификой основных его профессий и производств: локомотивных бригад, проводников, служб движения и пути, механиков рефрижераторных поездов (секций) и прочие.
Указанные контингенты работников не имеют стационарного места работы. Режим их труда отличается тем, что по роду своей деятельности они большую часть проводят не в местах дислокации базовых предприятий, а в других районах, в других областях.
Численность рабочих, оставаясь стабильной для дороги или отделения, может быстро меняться на той или иной административной территории.
Такие быстрые передислокации происходят при строительстве или реконструкции железных дорог, когда мощные подвижные формирования (тоннельные отряды, мостоотряды, строительно-монтажные поезда) перебазируются через несколько областей в малонаселенные и необжитые территории.
Специальный раздел гигиены труда – надзор за строительством новых железнодорожных линий. Существующие нарушения на объектах железнодорожного транспорта являются причиной не только профессиональных заболеваний и отравлений, но и ухудшают общее состояние здоровья работников, способствуют росту ряда общих заболеваний, в том числе бронхолегочных, неврологических, онкологических, сердечно-сосудистых, повышают опасность травматизма.
В общей структуре профессиональной заболеваемости на первом месте стоит нейросенсорная тугоухость. На втором месте – заболевания пылевой этиологии. На третьем месте – вибрационная болезнь и заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы.
Кроме этого, выявляются острые и хронические интоксикации, аллергические заболевания, инфекционные заболевания и другие.
Наибольший удельный вес профессиональных патологий, обусловленных неудовлетворительными условиями труда, наблюдается у работников локомотивных депо – машинистов и помощников машинистов. У работников этих профессий регистрируются нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата.
Высокая профессиональная заболеваемость регистрируется у электросварщиков, составителей поездов, слесарей по ремонту вагонов и локомотивов.
В решении задач профилактики профессиональных заболеваний, снижения травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта большая роль отводится работе инженерно-врачебных бригад.

На фото третья слева З.И. Яблонская

На фото четвертая слева А.И. Золотухина

Субботник

На фото слева А.И. Золотухина

Инженерно-врачебная бригада – исполнительный орган, в состав которой входят начальники цехов и участков, медицинские работники лечебно-профилактических учреждений железнодорожного транспорта, представители профсоюзной организации. К работе обязательно привлекается представитель санитарной службы. Права инженерно-врачебных бригад достаточно велики, в том числе и приостановление работ на производственных подразделениях с вредными и опасными условиями труда.
Вопросы улучшения условий труда работников железнодорожного транспорта как с момента организации санэпидстанций Главсанупра МПС СССР, так и в настоящее время по-прежнему остаются актуальными. По результатам проверок условий труда работники, работодатели, лица, участвующие в принятии управленческих решений, общественные организации получают достоверную информацию об условиях и охране труда на рабочих местах, о фактических уровнях профессионального риска.
Результат проверок – разработка оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение профессиональных заболеваний и отравлений, снижение существующего риска повреждения здоровья и выработка мер по защите от воздействия вредных производственных факторов.
Нельзя не отметить деятельность таких специалистов по гигиене труда, внесших значительный вклад в работу ЦСЭС МПС СССР по данному разделу, как А.И. Абрамовская, З.И. Яблонская, А.И. Матвеев, Г.М. Глебова, С.М. Перегонцев, М.И. Якушевич, врача-лаборанта по гигиене труда А.И. Золотухиной и многих других.
На базе Центральной санитарно-эпидемиологической станции МПС была создана школа передового опыта по вопросам гигиены труда. Особо значимая роль в этой работе заслуженно принадлежала А.И. Абрамовской, З.И. Яблонской, Г.М. Глебовой.
Были определены главные направления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в области гигиены труда – обеспечение строгого контроля за соблюдением санитарных норм, правил и стандартов безопасности труда, контроль за проведением оздоровительных мероприятий и ходом выполнения комплексных планов санитарно-оздоровительных мероприятий по улучшению условий труда.
На проводимых отделом гигиены труда сетевых совещаниях поднимались проблемы улучшения предупредительного санитарного надзора; организации комплексного санитарного надзора за условиями и режимом труда локомотивных бригад, рабочих щебеночных заводов, литейных цехов работников путевого хозяйства, работников метрополитена; по совершенствованию лабораторного контроля; по организации контроля за мероприятиями по снижению шума и вибрации, находили свое отражение вопросы по проведению анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности и анализа профессиональной заболеваемости.
Так, например, в 1987 году на базе Северной железной дороги (ст. Лабытнанги) под председательством главного врача ЦСЭС МПС СССР Ю.М. Артёменкова было проведено кустовое совещание врачей по гигиене труда, посвященное вопросам организации предупредительного и текущего санитарного надзора при строительстве новых железнодорожных линий в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Широко в практике деятельности ЦСЭС МПС СССР применялось проведение обучения на рабочем месте врачей-лаборантов, как по гигиене труда, так и по другим разделам. Хотелось бы отметить энтузиастов – врачей-лаборантов А.И. Золотухину, В.М. Афанасьеву, Л.Б. Козлову, врача-бактериолога Б.Х. Маллер.
Благодаря настойчивости, профессионализму и самоотверженности специалистов в области производственной гигиены условия труда железнодорожников значительно улучшились.
Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли заставляют уделять особое место идеологии безопасности и определяют профессиональные задачи в области гигиены труда.


1987 год, сентябрь, г. Норильск, с. Лабытнанги. Врачи по гигиене



1987 год, сентябрь, г. Норильск, с. Лабытнанги. Сетевое совещание


На стрельбище. Слева направо – врач-лаборант В.А. Михайлова

Secondary Sidebar