Skip to content

Гигиена пассажирских перевозок

Гигиена пассажирских перевозок

В начале 80-х годов ХХ века на Октябрьской железной дороге коренным образом была перестроена работа, касаемая вопросов санитарного надзора за пассажирскими перевозками, что основывалось на глубоком знании нормативных документов, исключительной принципиальности и последовательности в решении гигиенических вопросов, эффективном взаимодействии с руководством Октябрьской железной дороги, оперативном информировании и реагировании.
В результате проводимой в течение нескольких лет работы на всей сети железных дорог СССР была четко отработана и внедрена в практику деятельности санитарно-эпидемиологической службы железнодорожного транспорта страны беспрецедентная система оперативного контроля за качеством подготовки пассажирских составов в рейс и содержанием их в пути следования.

Это было время организации новых и усиления действующих санитарно-контрольных пунктов (СКП), создания отделения гигиены пассажирских перевозок в дорожной санэпидстанции, затем дорожного СКП. Время внедрения санитарной службы в технологический процесс подготовки пассажирских вагонов, усиления контроля за плановыми видами ремонта и технического обслуживания, предрейсовой подготовкой вагонов, значительного увеличения количества проверок поездов в пунктах формирования и оборота, в пути следования, в том числе с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В целях улучшения качества подготовки пассажирских поездов по инициативе врачебно-санитарной службы на Октябрьской железной дороге
был подготовлен и издан приказ начальника дороги Г.М. Фадеева № 228/Нот 13 сентября 1986 года «О совершенствовании контроля качества подготовки в рейс пассажирских поездов формирования дороги». С этого момента ни один поезд формирования Октябрьской железной дороги не
подавался под посадку пассажиров без осмотра и разрешения СКП, притом, что ранее доля осмотренных поездов составляла не более 10%. Упомянутый приказ утвердил подробный перечень критериев, на основе которых проводилась оценка подготовки составов. Каждому составу выставлялась оценка, при получении «неудовлетворительной» подача поезда под посадку запрещалась до устранения недостатков. По результатам оценки составов информация оперативно передавалась из СКП в дорожную санэпидстанцию, а также на станцию отправления поезда с целью разрешения или запрещения подачи состава под посадку.
Приказом начальника Октябрьской железной дороги № 66/Н от 14 марта 1986 года был внедрен оперативный контроль качества оздоровительного
ремонта вагонов (СОККОР) с использованием системы экспертных оценок, приказом № 92/Н от 8 апреля 1987 года – оперативный контроль качества деповского ремонта (ДРОКК).
В дорожной санэпидстанции проводился анализ санитарного состояния всех пассажирских поездов с использованием электронно-вычислительной техники (первоначально – ТАП-34 и ВТ-20), эксплуатировалась система

На фото в центре И.А. Борновалов – заведующий отделом гигиены перевозок

оперативного контроля качества подготовки вагонов (ВОКК), позволявшая оценить соблюдение технологии подготовки вагонов, их санитарно-техническое состояние не только в пунктах экипировки, но и в пути следования. После обработки сведения о состоянии поездов в виде оперативных сводок ежедневно поступали начальнику дороги, руководству вагонных депо. Результаты работы по контролю за пассажирскими перевозками на дороге использовались для подготовки многочисленных приказов и указаний начальника Октябрьской железной дороги, дирекции по обслуживанию пассажиров. Неудовлетворительные результаты подготовки вагонов рассматривались в оперативном режиме у начальников отделений дороги, руководителей хозъединиц,
райпрофсожей, на заседаниях отделенческих и узловых ЧПК. Использовалась и такая форма работы, как передача материалов в товарищеские суды.
Внедрение новой системы контроля за пассажирскими поездами вызвало необходимость перестройки организации работы по подготовке поездов
и в вагонных депо. Разрабатывались реальные почасовые графики технологической подготовки пассажирских поездов в рейс, закладывалось достаточное количество времени на выполнение работ по санитарно-технической подготовке вагонов и контролю за их качеством, технологические графики согласовывались с СКП, обеспечивалась комиссионная приемка каждого состава пассажирского поезда с обязательным участием ответственного за подготовку состава работника ВЧД, ВЧ, специалиста СКП, начальника поезда. Все это в совокупности дало положительные результаты. Улучшилось качество подготовки вагонов, повысился уровень обслуживания пассажиров в поездах. Если до внедрения комплексной системы контроля за поездами удельный вес поездов, ушедших в рейс в неудовлетворительном состоянии (неисправности водоснабжения и канализации, отопления, вентиляции, освещения, разбитые стекла, грязь и т. д.) составлял в разные сезонные периоды 45–80%, то с новой системой контроля уже в 1987 году снизился до 1–1,5%. Уменьшилось в 3,5 раза и количество жалоб от пассажиров на неудовлетворительные условия проезда в поездах дороги.
Опыт Октябрьской железной дороги по разработке и внедрению комплексной системы оперативного контроля и анализа качества подготовки пассажирских поездов в рейс на различных этапах с использованием вычислительной техники, созданием автоматизированных рабочих мест
(АРМ) для работников СКП показал высокую эффективность методов работы санэпидстанций железнодорожного транспорта, позволяющих количественно оценить эффективность контроля. Использование внутренних резервов, организационная перестройка работы санэпидстанций дороги, отработка новых методов взаимодействия с производственными службами дороги позволили обеспечить 100%-й контроль за всеми поездами формирования дороги. Практически с 1986 года на Октябрьской железной дороге действовала система государственной приемки пассажирских поездов в рейс, основным звеном которой являлся санитарно-контрольный пункт,органически связанный в своей работе с другими подразделениями санэпидстанции. Полученная эффективность системы контроля пассажирских поездов позволила распространить ее на сеть железных дорог. Этой работой и занималась Центральная санитарно-эпидемиологическая станция МПС СССР во главе с главным врачом Г.Г. Онищенко под руководством начальника санитарно-эпидемиологического отдела главного врачебно-санитарного управления МПС С.Д. Кривули.

Совещание главных санитарных врачей железных дорог, посвященное гигиене пассажирских перевозок

В результате удалось добиться стабилизации и улучшения основных показателей работы пассажирского комплекса: кроме еженедельных
оперативных материалов о состоянии подвижного состава, направляемых для разбора и принятия мер руководству МПС, впоследствии
ОАО «РЖД» ежемесячно проводился углубленный анализ по данным тотального контроля за санитарно-техническим состоянием пассажирских составов дальнего следования и пригородных электропоездов на сети железных дорог, с определением удельного веса неудовлетворительных составов и частотой выявления в них тех или иных санитарных нарушений по каждому вагонному и локомотивному депо, с указанием мер административного воздействия к конкретным должностным лицам. Представляемые материалы еженедельно рассматривались на министерских селекторных совещаниях по организации пассажирских перевозок.

Комплекс санитарно-карантинных мероприятий на пограничных пунктах железных дорог

Еще одним направлением деятельности Центральной СЭС (Сетевого центра Госсанэпиднадзора) была совместно с Главсанупром МПС разработка единых требований гигиенической оптимизации и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок в международном сообщении
государств – участников СНГ.
Одним из первых взаимосогласованных документов было Положение по предупреждению завоза и распространения карантинных и особо опасных заболеваний (1998 год).
В связи с потенциальной опасностью распространения инфекций не только путем ввоза инфекционных больных, но и посредством зараженных грузов и товаров (в грузовых, рефрижераторных и почтовобагажных поездах) был разработан комплекс санитарно-карантинных мероприятий на пограничных пунктах железных дорог. Подготовлено и введено в действие Положение о деятельности пограничного санитарно-карантинного поста на федеральном железнодорожном транспорте (1998 год), которое несет важную «барьерную» функцию в деле обеспечения противоэпидемической безопасности и санитарной охраны территории стран Содружества.
Единые принципы и методы осуществления надзорных и контрольных функций нашли отражение в Положении о сотрудничестве санитарно-эпидемиологических служб государств – участников СНГ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в международных пассажирских поездах (1999 год).
Впервые на уровне крупнейшей транспортной отрасли стран СНГ создана и подготовлена к реализации нормативно-правовая и организационно-
методическая база взаимодействия органов здравоохранения по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствующем положении о взаимодействии (2002 год) отражены принципы и формы совместного использования медицинских сил и средств, согласованных и эффективных действий по оказанию пострадавшим необходимой медицинской помощи, предупреждению и ликвидации случаев массовых отравлений и заболеваний на железнодорожном транспорте.

Secondary Sidebar